Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

26.12.2014 - Контроль и порядок

В конце года мы поговорили об итогах контрольной деятельности с начальником правового отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области Александром Кузнецовым. Однако, разговор вышел не только о контроле в сфере ЖКХ, но и об общедомовом потреблении коммунальных услуг, а также месте Архангельской области среди других регионов.

В этом году впервые государство предусмотрело механизм ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги. Зачем это делается, и есть ли факты завышения тарифов в Архангельской области?

Хороший вопрос. В начале для всех читателей поясню, что тарифы на коммунальные услуги и плата за них – это разные вещи. Тариф – это единица измерения. Например, стоимость одного кубометра воды, киловатт-часа электроэнергии. Плата – это сумма, указанная в квитанции и предъявленная к оплате. Проще говоря, цена за один литр бензина не равна сумме, которую вы потратите, если решите добраться из Архангельска до Москвы.

Опыт прошлых лет показал, что назрела необходимость ограничивать не рост тарифов, а рост платы граждан за коммунальные услуги. Так, распоряжением Правительства России был утвержден предельный рост платы граждан в среднем по регионам. На областном уровне ограничение установлено по каждому муниципальному образованию. 

С июля 2014 года агентство по тарифам и ценам проверяет, как соблюдается установленное ограничение. С этой целью в текущем году было проведено более 2000 контрольных мероприятий фактически во всех районах области, пока нарушений не выявлено. Каждый житель может самостоятельно проверить свой платеж. Сейчас благодаря развитию информационных технологий это сделать достаточно легко.

На сайте агентства есть раздел для граждан, в котором размещена специальная программа, а также подробная инструкция как ей пользоваться. Там же размещен образец заявления на случай, если будет выявлено несоответствие.

Наверное, во всех северных регионах тарифы огромные?

Отчасти это правда. Если говорить именно про тарифы, то они могут быть низкими при условии, если в этом месте развитая инфраструктура, есть доступ к дешевому топливу, а также есть крупные потребители ресурсов.

Архангельск, как и другие северные территории, к сожалению, находится в стороне от основных транспортных магистралей, имеет слабые межсистемные связи в электроэнергетике, а населения проживает меньше миллиона. Соответственно, тарифы априори здесь не могут быть низкими. Кроме того, Архангельску не повезло в том, что  в советское время не был построен такой крупный энергетический объект как атомная электростанция.

В то же время областное правительство предпринимает меры, направленные на недопущение резкого роста регулируемых тарифов. Так, благодаря строительству газопровода тарифы на тепловую энергию в Архангельске и Северодвинске были заморожены на несколько лет.

Следует отметить, что для гражданина имеет значение не то, насколько вырастут тарифы, а сколько из своего кармана он заплатит за коммунальные услуги.

В одной из книг Дугласа Адамса ответом на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» было число «сорок два». Но без точной формулировки вопроса ответ оказался непонятен. Аналогично с платежами за коммуналку. Четыре рубля, тридцать рублей, сто рублей. Много это или мало? Обоснованно ответить на этот вопрос без сравнения платежей с другими городами, регионами, странами, уровнем заработной платы проживающего там населения невозможно. 

Федеральное государственное информационное агентство «Рейтинг» провело исследование размеров платежей граждан в сравнении с общими доходами населения и общими потребительскими расходами. Хуже всего, по мнению этого агентства, в текущем году приходится жителям Магаданской области. В среднем житель названного региона тратит на коммуналку 13,93 процента своих доходов. В Северо-Западном федеральном округе больше всех за тепло, свет и воду платят жители Ленинградской – 12,48 процента, пятое место в рейтинге, Мурманской – 11,65 процента, восьмое место и Вологодской области – 11,5 процента, девятое место.

В Архангельской области доля затрат на коммунальные услуги составила 8,59 процента и оказалась меньше, чем в среднем по стране, и одной из самых низких в Северо-Западном федеральном округе. Меньше чем в Поморье доля затрат на коммунальные услуги в Северо-Западном федеральном округе  лишь в Калининградской области.

За счет чего такие хорошие показатели, ведь мы на севере живем?

Этот вопрос следовало бы задать московским составителям рейтинга.  Хоть я и не видел формул, но уверен, что этому поспособствовал социально-ориентированный подход правительства региона – на территориях с низким доходом население должно быть защищено. Для этого введен инструмент установления льготных тарифов. Ежегодно  в областном бюджете предусматриваются средства на сдерживание роста тарифов для населения, так называемые «дельты». В 2014 году на эти цели выделено более трёх миллиардов рублей.

Пару лет назад агентство по тарифам и ценам стало следить за стандартами раскрытия информации, каковы успехи?

Уже несколько лет электро-, тепло-, водоснабжающие организации обязаны предоставлять в открытый доступ сведения о своей деятельности. Информация должна быть размещена либо в сети Интернет, а при его отсутствии – в газетах. Причем регулируемые организации должны отчитываться перед агентством и сообщать, в каком источнике раскрыта информация. Организации также обязаны отвечать и на запросы граждан в части предоставления информации.

Не скрою, что первоначально заставить всех «раскрыться» было достаточно сложно. Как только не объясняли предприятия свою забывчивость. Но после того, как нарушителей стали штрафовать, сразу все нашли время и средства выполнить требования закона.

Помимо соблюдения стандартов раскрытия информации агентство осуществляет также контроль за правильностью применения установленных тарифов, за достоверностью и полнотой представляемых отчетных данных, за исполнением выданных предписаний.

Так, в текущем году агентством было проведено более 2500 контрольных мероприятия, по результатам которых выявлено 121 нарушение действующего законодательства, выдано 81 предписание об устранении нарушений, возбуждено порядка 140 административных дел. Сумма наложенных штрафов составила более 6 000 000 рублей.

Некоторые организации-нарушители в добровольном порядке отказываются оплачивать штрафы, подают на агентство в суд. Результаты судебных разбирательств подтверждают законность действий агентства по привлечению нарушителей к административной ответственности. Закон един для всех.

Может пора уже внедрить стандарты качества коммунальных услуг, а не только стандарты раскрытия?

Законодательством четко определено, какая должна быть температура в домах, какое напряжение в розетках. Однако, в настоящее время, процедура по фиксированию факта оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества достаточно сложная.
Но, как говорится, Москва не сразу строилась. Стандарты раскрытия информации были введены лишь недавно. Надеюсь, что и стандарты качества коммунальных услуг появятся в ближайшее время.

Больной вопрос – плата за общедомовые коммунальные услуги. Когда этот беспредел закончится?

Сразу оговорюсь, что контроль за правильностью начисления платы за общедомовое потребление к компетенции агентства не относится. Разрешение вопросов определения размера и внесения платы за коммунальные услуги находится в ведении государственной жилищной инспекции Архангельской области.

Если хотите знать мое мнение, то практика последних лет показала, что значительная часть так называемых общедомовых нужд – это вовсе не оплата ведра воды для мытья подъезда и не оплата электроэнергии за его освещение. Это в основном потери ресурсов, которые могут быть как от ветхости сетей, так и от банального воровства. Жителям домов бороться с потерями сложно. Энтузиасты, которые готовы погрузиться в коммунальные проблемы, есть далеко не в каждом доме. Простой житель не имеет права да и не будет проверять, есть ли у соседа магнит на водосчётчике. Что касается управляющих компаний, то они пока не имеют материального стимулирования снижать потери. Хотя именно они располагают профессионалами, которые могут заняться решением этой проблемы.

В этом году на форуме «ЖКХ – новое качество» в Челябинске в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации была озвучена и получила поддержу идея перевести плату за общедомовые нужды из коммунальных услуг в жилищные.

Муниципалитеты, разумеется, не должны оставаться  в стороне от коммунальных проблем населения и всех потребителей. В законодательстве прямо прописано, что за организацию тепло-, электро-, газо- и водоснабжения отвечают местные власти. В то же время не все главы муниципальных образований понимают свою ответственность за эту работу. Например, схемы водоснабжения местные власти должны были утвердить полтора года назад, тогда как в Архангельске она была принята совсем недавно. Отсутствие  утвержденных схем водоснабжения влечет невозможность принятия инвестпрограмм. Такое бездействие муниципалитетов приводит к тому, что они сами препятствуют развитию своих территорий. 

К списку новостей